Механизм трансграничного углеродного регулирования (CBAM), введенный Европейским Союзом в 2023 году, — это новое регулирование, которое напрямую связано со Схемой торговли выбросами ЕС (EU ETS). СТВ ЕС устанавливает цену на выбросы парниковых газов от промышленного производства, энергетических отраслей и некоторых видов транспортной деятельности. Чтобы предотвратить перемещение производства ЕС за рубеж, определенные отрасли промышленности получают бесплатные льготы в рамках СТВ ЕС. Целью CBAM является обеспечение того, чтобы определенные импортируемые товары несли те же углеродные издержки, что и товары, производимые в ЕС, при этом поэтапно отменяя бесплатные льготы в рамках СТВ ЕС для стимулирования европейской декарбонизации. CBAM в настоящее время применяется к азотным удобрениям, железу и стали, алюминию, цементу, водороду и электроэнергии. Ожидается, что в будущем она будет распространена на продукцию, которая в настоящее время получает бесплатные льготы в рамках СТВ ЕС, такую как полимеры и бумага.
CBAM охватывает следующие секторы:
Цемент
Железо и сталь (сырье и основные изделия, такие как листы, трубы и проволока; за исключением некоторых ферросплавов и лома)
алюминий (сырье и основные изделия, такие как листы, трубы и проволока; за исключением лома)
Удобрения (включая аммиак, азотную кислоту, азотные удобрения, смешанные удобрения с азотными соединениями)
Водород
Электричество
Полный список, включая CN-коды продукции и охватываемые ПГ, можно найти в Приложении I к Положению о CBAM.
В 2025-2026 годах Европейская комиссия опубликует первые отчеты об оценке CBAM, в которых она также оценит возможность расширения сферы применения CBAM в других секторах/продуктах, которые в настоящее время получают бесплатные льготы в рамках СТВ ЕС и/или последующей продукции (например, готовая стальная продукция). Однако, учитывая длительность законодательных процессов, маловероятно, что какие-либо продления вступят в силу в ближайшие два-три года.
Полный перечень продукции, подпадающей под CBAM, включая CN-коды, можно найти в Приложении I к Положению о CBAM. ЕС также предоставил инструмент самооценки в Excel, где компании могут ввести свой CN-код и проверить, подпадают ли они под CBAM.
CBAM-регламент:
Инструмент самооценки:
Рассмотрим также шаг 1 в следующем разделе.
Это зависит от продукта. Прямые выбросы (т.е. от сжигания топлива или химических процессов при производстве товаров CBAM) углекислого газа (CO2) включаются для всех продуктов. Для цемента и удобрений также покрываются косвенные выбросы CO2 (т.е. от генерации электроэнергии, приобретаемой для использования в производстве товаров CBAM). Помимо CO2, CBAM также покрывает оксид азота (N2O) из производства удобрений и перфтористые углеводороды (ПФУ) из производства алюминия. Все выбросы преобразуются в эквивалент CO2 (CO2экв) на основе их способности улавливать тепло в атмосфере по сравнению с углекислым газом (потенциал глобального потепления – GWP).
Важно отметить, что если товар CBAM производится из ресурсов, которые также подпадают под CBAM (например, смешанные удобрения содержат аммиак, который, в свою очередь, производится с использованием водорода), эти ресурсы становятся «релевантными предшественниками,» и их выбросы также включаются.
Производителям необходимо будет предоставить своим партнерам по ЕС (импортерам) информацию о выбросах, связанных с их производством. Это включает в себя основные детали производственного завода, такие как его название и местоположение, а также информацию о производимых товарах, связанных с CBAM, процессах их производства и источниках выбросов, а также соответствующих объемах выбросов и производства.
Импортеры несут ответственность за подачу деклараций CBAM. С 2026 года они также несут ответственность за закупку и сдачу CBAM (также известные как квоты: 1 сертификат = 1 тонна парниковых газов) за импортируемые выбросы. Поэтому первая подача верифицированных деклараций и сдача приобретенных сертификатов CBAM состоится в начале 2027 года на 2026 отчетный год. До тех пор импортеры представляют ежеквартальные отчеты, которые не требуют проверки. Для заполнения этих отчетов/деклараций импортеры будут запрашивать у производителей информацию о углеродном следе их товаров.
Импортеры несут ответственность за предоставление отчетности/деклараций CBAM в ЕС. Отчетность включает информацию о количестве импортируемых товаров и интенсивности их выбросов. Импортеры представляют ежеквартальные промежуточные отчеты в течение отчетного года для обеспечения регулярного отслеживания соответствующих выбросов и суммы сертификатов CBAM, которые должны быть представлены позже за отчетный год. После окончания отчетного года импортеры представляют декларацию СВАМ, проверенную независимым аккредитованным верификатором, и обязаны представить сертификаты СВАМ на заявленные выбросы. Текущий срок подачи деклараций CBAM – 30 сентября года, следующего за отчетным.
Импортеры обращаются к производителям и запрашивают информацию о выбросах, связанных с производством их соответствующих товаров. Включая
Импортеры запросят подробную информацию о производственных процессах, использовании энергии, неэнергетических (связанных с техническими процессами) выбросах, объемах производства и потреблении электроэнергии. Они также могут запросить предоставление документации о том, как контролируются и рассчитываются выбросы. Эта информация будет проверяться независимым аккредитованным верификатором, который проверяет декларацию CBAM импортера на заключительном этапе (с отчетного года 2026 года). Несоответствия, недостоверные значения или ошибки в отчетности могут привести к отказу в декларировании и повторным запросам от импортеров.
Кроме того, Европейская комиссия будет проводить скрининг деклараций для выявления потенциальных ошибок или уклончивого поведения. В случае неполноты или сомнительных сообщений будет принято решение о тщательном рассмотрении информации, содержащейся в декларациях. В случае пересмотра органы по реализации в государствах-членах ЕС могут запросить записи данных, относящихся к определению выбросов производимых товаров, включая необходимые подтверждающие документы. Такие записи должны храниться производителем не менее 4 лет после отчетного периода.
Согласно закону, импортеры несут ответственность за проверку своих деклараций. Однако на практике они могут запросить у производителей предоставление своих данных наряду с проверкой со стороны третьих лиц, поскольку это значительно упростит для них процесс проверки или даже сделает его ненужным.
Короткий ответ: да.
Согласно Положению CBAM, верификацию может проводить любое лицо, аккредитованное в соответствии с теми же европейскими правилами, которые применяются к отчетности ЕС ETS. На первый взгляд, это не исключает не-европейских верификаторов. Однако правила аккредитации содержатся в нескольких нормативных актах, включая общие правила аккредитации и надзора за рынком (Положение (ЕС) No 765/2008). Последняя, в частности, указывает, что верификаторы должны запросить аккредитацию у национального органа по аккредитации в государстве-члене, в котором они учреждены (статья 7). Это неявно требует, чтобы верификатор находился в ЕС.
В недавнем упрощении CBAM (Omnibus package) импортерам предоставляется вариант использования фактических выбросов или дефолтных значений, если у них возникают трудности с получением информации от производителей. Последствия этого выбора будут отражены в стоимости CBAM. Стандартные значения обычно выше фактических выбросов для большинства производителей, поэтому стоимость CBAM может быть выше, когда используются стандартные значения. Если производитель не предоставляет данные об эмиссиях импортеру, импортер может принять использование стандартных значений, но договориться о более низкой цене продукта, чтобы покрыть более высокую стоимость CBAM.
По закону, импортёр несёт ответственность за покупку сертификатов CBAM и, следовательно, несёт стоимость CBAM. Однако на практике импортер может пытаться передать эти расходы производителям. Это будет зависеть от доли общей стоимости продукта, представленной стоимостью CBAM, и от того, может ли импортер передать эту стоимость потребителям.
Обратите внимание, что цена сертификатов CBAM будет привязана к ценам на квоту выбросов на тонну CO2экв в Европейской системе торговли выбросами (EU ETS). Поскольку СТВ ЕС — это рынок, где цена определяется спросом и предложением, цена на СТВ нестабильна и, вероятно, увеличится в будущем, поскольку ЕС ужесточает нормы выбросов для достижения сокращения выбросов. Импортеры могут приобрести сертификаты CBAM уже в течение отчетного года и, вероятно, попытаются сделать это, когда цены на ETS будут низкими, хотя это будет зависеть от их предвидения. |
Рассмотрим два гипотетических произведения:
Предположим, что импортер приобрел сертификаты CBAM по цене 71,5 евро за тонну CO2экв. Прямая стоимость CBAM за кг продукта составит около 6 центов за кг в 2026 году и увеличится до 15 центов за кг в 2034 году, когда эталонная корректировка ЕС СТВ больше не будет применяться. Для конечного потребителя это эквивалентно стоимости продукта 40,06 евро/кг в 2026 году и 40,15 евро/кг в 2034 году, что соответствует росту на 0,2% и 0,4% соответственно. Учитывая это незначительное влияние, импортер может решить передать стоимость CBAM конечному потребителю.
При 71,5 евро за тонну CO2экв общая стоимость CBAM составит 74 евро за тонну продукта в 2026 году, увеличившись до 164 евро за тонну в 2034 году. Это увеличило бы общую цену продукта на 9-20%. Импортер может передать часть стоимости потребителям, поскольку все остальные поставщики этого продукта на рынок ЕС также должны учитывать стоимость CBAM. Однако, вполне вероятно, что они не смогут передать полную стоимость CBAM потребителям и вместо этого будут вести переговоры с производителями о снижении покупной цены продукта, то есть передадут стоимость CBAM производителю. Поскольку большинство выбросов в этом примере связаны с закупленными материалами, производители затем проведут переговоры с поставщиками о снижении цены на интенсивные выбросы прекурсоров.
Да, но это касается импортеров. Те, кто импортирует менее 50 тонн товаров CBAM в год, будут освобождены от CBAM. Поскольку импортер может приобретать продукцию CBAM у различных производителей в странах, не входящих в ЕС, и поскольку порог применяется к общему объему импорта, производитель в Узбекистане все равно может пострадать, даже если он продает менее 50 тонн в год импортеру из ЕС.
Порог в 50 тонн товаров CBAM на одного импортера в год не фиксирован. В регламенте говорится, что Европейская комиссия должна установить порог для обеспечения того, чтобы 99% выбросов оставались в зоне действия CBAM. Каждый год Комиссия оценивает, нужно ли изменять порог на основе данных предыдущего года. Если да, то новый порог будет применяться со следующего года.
Да, цена углерода, уплаченная в другой стране, будет вычтена из стоимости сертификатов CBAM. «Эффективно» означает учет любых скидок или вычетов, которые могли бы снизить фактическую цену на углерод по сравнению с его номинальным уровнем. В настоящее время Европейская комиссия разрабатывает исполнительный акт, определяющий, как учитывать цену на углерод, уплаченную в стране происхождения, и как доказывать оплату (по состоянию на октябрь 2025 года).
Страны, не являющиеся членами ЕС, участвующие в системе торговли выбросами ЕС (СТВ ЕС) или имеющие свои собственные СТВ, непосредственно связанные с СТВ ЕС, освобождены от СВАМ, поскольку их производители уже платят ту же цену на углерод. В настоящее время этими странами являются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия (охватываемая СТВ ЕС) и Швейцария (с собственными СТВ, связанными с СТВ ЕС). Ведутся переговоры по соединению СТВ Великобритании с СТВ ЕС. После его завершения импорт из Великобритании также будет освобожден от CBAM.
См. также FAQ на сайте Европейской комиссии (периодически обновляется):
Следующая информация должна быть предоставлена партнеру в ЕС:
Список релевантной информации также можно найти для конкретных продуктов CBAM в инструменте самооценки ЕС.
https://taxation-customs.ec.europa.eu/carbon-border-adjustment-mechanism/cbam-guidance-and-legislation_en#self-assessment-tool
В целом: проконсультируйтесь с Руководством по внедрению CBAM для операторов установки за пределами ЕС, составленным ЕС (далее: Руководство ЕС); последняя версия на момент создания: 22 декабря 2023 г.
https://taxation-customs.ec.europa.eu/carbon-border-adjustment-mechanism/cbam-guidance-and-legislation_en#guidance
Шаги работы:
Для получения общей информации обратитесь к разделу 5.2 Руководящих принципов ЕС, а для отраслевой информации – к разделам 5.3 до 5.7 (см. обзор разделов ниже).
Цемент | Водород | Удобрения | Железо и сталь | Алюминий | |
Перечень товаров, охватываемых CBAM (с кодами CN) | 5.3.2. | 5.4.2. | 5.5.2. | 5.6.2. | 5.7.2. |
Перечень соответствующих прекурсоров | 5.3.2. | 5.4.2. | 5.5.2. | 5.6.2. | 5.7.2. |
Соответствующие ГСГ | 5.3.1. | 5.4.1. | 5.5.1. | 5.6.1. | 5.7.1. |
Сфера выбросов (прямая/косвенная) | 5.3.1. | 5.4.1. | 5.5.1. | 5.6.1. | 5.7.1. |
@developer: Идеально оптимизируйте отображение отраслевой информации в зависимости от выбранного в Шаге 1 кода CN. Например, если был выбран CN-код для удобрений, просто покажите обзор руководящих разделов ЕС, относящихся к удобрениям, а не все шесть секторов. Соответствие ТН кодов шести перечисленным секторам можно увидеть в листе «ТН коды» инструмента самооценки, графе А «Основная категория.» Если не выбран код CN, должны быть показаны все сектора.
Обратитесь к разделам 5.3-5.7 для соответствующих производственных маршрутов CBAM в зависимости от сектора (см. обзор ниже) и к разделу 6.3 для общего (не секторального) пошагового руководства по определению границ системы производственных процессов.
Цемент | Водород | Удобрения | Железо и сталь | Алюминий |
5.3.3. | 5.4.3. | 5.5.3. | 5.6.3. | 5.7.3. |
Иллюстрация производственных маршрутов для каждого сектора в руководстве ЕС показывает конечный продукт и соответствующие предшественники в зеленом – затем каждый из них рассматривается в подглавах, которые описывают процессы, участвующие в производственном маршруте и системных границах каждого процесса. Для более сложных продуктов в производственной линии идентифицируются процессы вокруг предшественников. Например, для стали/изделий из стали:
Быстрый обзор различных производственных маршрутов по секторам:
Цемент | Водород | Удобрения | Железо и сталь | Алюминий |
Не дифференцировано («все производственные маршруты») | · Риформинг паром («серый H2») · Риформинг паром с ЦКЦ («синий Н2») · Частичное окисление · Хлор-щелочной электролиз · Электролиз («зеленый» H2 при возобновляемой электроэнергии) | · Производство аммиака (из газа) · Производство аммиака (из угля) · Производство аммиака (через отдельный вход H2) · Производство азотной кислоты · Производство мочевины · Производство смешанных удобрений | · Доменная печь + БОФ (интегрированный маршрут) · Восстановление плавлением + БОФ · ЭАФ (обрезки) · DRI + EAF · EAF – высоколегированная сталь · Маршрут НПИ – высоколегированная сталь · Изделия из стали: не дифференцированные | · Первичный (с предварительно пропеченными анодами) · Первичный процесс Содерберга · Вторичный |
BOF = основная кислородная печь, EAF = электрическая дуговая печь, DRI = прямое восстановленное железо, NPI = никелевый чугун
Номер секции | Заголовок раздела | Содержание |
6.1. | Определения и объем выбросов, охватываемых CBAM | Основные определения и принципы |
6.2. | Как определить встроенные выбросы | Рекомендуется проверить, даже если вы в целом знакомы с мониторингом выбросов/инвентаризацией, чтобы получить представление о сфере CBAM. Концепция выбросов, используемых для CBAM, сравнение с ISO 14064-1 и протоколом ГСГ (6.2.1), общие правила расчета выбросов сверху вниз – начиная с мониторинга на уровне установки (заводского уровня), затем отнесение выбросов к CBAM-соответствующим процессам и, наконец, расчет интенсивности выбросов, включая соответствующие предшественники (6.2.2) |
6.3. | Определение границ системы производственных процессов и производственных маршрутов | Пошаговое руководство по определению границ системы производственных процессов |
6.4. | Планирование мониторинга | Общая информация о настройке мониторинга выбросов (в основном описывающая общие требования к MRV/инвентаризациям выбросов на уровне компании): документация по MRV (6.4.1), общие принципы и процедуры (6.4.2, 6.4.3), подходы к выбору источников данных (6.4.4), контроль качества (6.4.6) |
6.5. | Определить прямые выбросы установки | Руководство по подходящим подходам к мониторингу для мониторинга прямых выбросов на уровне установки: · 6.5.1: Методология на основе расчетов · 6.5.2: Методология на основе измерений · 6.5.3: Условия использования других методов · 6.5.4-6.5.6: конкретные дополнительные методологии (биомасса, ПКФ в алюминиевом секторе, использование СКУС) |
6.6. | Определить косвенные выбросы установки | Руководство по мониторингу косвенных выбросов (т.е. от потребления электроэнергии) |
6,7 | Правила, необходимые для отнесения выбросов к производственным процессам | Подробное описание того, как перейти с уровня установки на уровень производственного процесса, если установка имеет более одного производственного процесса (6.7.1), и правил, связанных с передачей тепла (6.7.2), электричества (6.7.3) и отработавших газов (6.7.5) между процессами или из них и комбинированным производством тепла и электричества (когенерация, ТЭЦ) (6.7.4) |
6,8 | Расчет вложенных выбросов товаров | Подробное описание того, как достичь уровня выбросов от производственного процесса до выбросов на единицу товара CBAM, включая расчет объема производства (6.8.1) и мониторинг предшествующих материалов (6.8.2) |
6,9 | Использование факторов по умолчанию и других методов | Информация о том, что делать, когда есть пробелы в данных и когда можно использовать значения по умолчанию. |
6.10 | Отчет об уплате эффективной цены на углерод | Информация об отчёте о цене углерода, уже уплаченной, если установка подлежит ценообразованию на углерод. Следует отметить, что в настоящее время Европейская комиссия разрабатывает конкретные правила вычета цены на углерод, уплаченной в третьей стране (по состоянию на сентябрь 2025 года), в рамках окончательного этапа CBAM (с 2026 года). В то время как импортер отвечает за покупку сертификатов CBAM и получает вычеты, производителям рекомендуется учитывать эти правила при их выдаче для отчетности. |
ЕС сохраняет национальные коэффициенты выбросов в реестре CBAM, рассчитанном Международным энергетическим агентством (МЭА), но эти данные являются коммерческим продуктом МЭА и не могут быть просмотрены публично бесплатно. Полезные общедоступные эталоны (обычно с 2-3-летним отставанием) включают:
Цемент | Водород | Удобрения | Железо и сталь | Алюминий |
7.1. | 7.5. | 7.3. | 7.2. | 7.4. |
ЕС разработал шаблон коммуникации в Excel, который содержит всю информацию, которая должна быть передана импортерам в ЕС. Это добровольно, но импортеры, вероятно, предпочтут это, поскольку это гарантирует, что они получат все необходимое для заполнения своих деклараций CBAM. Рядом с шаблоном ЕС также опубликовал несколько примеров заполненных шаблонов для различных секторов. Существует также видеомодуль обучения, но для доступа к нему необходимо зарегистрировать учетную запись в ЕС (бесплатно).
https://taxation-customs.ec.europa.eu/carbon-border-adjustment-mechanism/cbam-guidance-and-legislation_en#communication-template
Общая информация (инфографика по CBAM, оценки)
Политика и исследования
Техническая информация